Для пациента самая понятная функция — автоматизированная дистанционная запись к врачу. Можно позвонить в свою поликлинику или зайти на единый портал здравоохранения Ставропольского края, чтобы получить виртуальный талон на приём к специалисту или вызвать доктора на дом. Простая и надёжная дистанционная запись сэкономила жителям края немало сил и времени.
В то же время в медицинских учреждениях появляются другие системы. Одни — такие, как электронные очереди, — заметны пациентам. Другие автоматизируют работу персонала незаметно для стороннего наблюдателя. Начальным звеном перевода поликлиники на «цифровые рельсы» можно считать ЛИС — лабораторную информационную систему. Она учитывает все этапы выполнения исследований от направления врача до результата. И может собирать статистику.
Лабораторные информационные системы поддерживают основные виды исследований: биохимические, клинические, гематологические, цитологические, ПЦР, бактериологические, гормональные, генетические, иммунологические, аллергологические, гистологические. Могут обрабатывать как числовые, так и качественные итоги анализа. Результат с автоматических анализаторов подгружается в систему сам. Данные об исследованиях, проведённых вручную, можно ввести в удобную редактируемую форму.
В системе есть данные о пороговых значениях для каждого анализа, и она сама способна определить, какие показатели у пациента в норме, а какие — снижены или повышены. Также она генерирует бланки заключений, которые можно печатать или отправлять по электронной почте.
Сравнит, запишет, посчитает
Электронные системы должны работать в связке друг с другом. Если бы для запуска каждой программы требовалось включать и выключать компьютер, мы бы до сих пор печатали на машинках и общались по проводным телефонам. Цифровые технологии в медицине — не исключение. ЛИС должна быть интегрирована с системой электронной очереди, электронной медкартой и информационной системой учреждения. А последняя — обмениваться данными с ЕГИС-Здрав.
Как это работает на практике? Врач выдаёт пациенту направление на исследование. Оно фиксируется в электронной карте. Человек приходит в назначенный день и час, получает талон электронной очереди в процедурный кабинет и ждёт вызова. Когда настаёт его черёд, врачи уже знают, какие пробы будут брать. Система печатает штрих-коды для пробирок, чтобы их можно было сортировать и анализировать автоматически.
Доктор или медицинская сестра проводят исследование. Пациент покидает медучреждение и ждёт результата. В это время система изучает его пробы, сравнивает с нормативными показателями и записывает результаты в общую базу. В ней есть данные, какой врач направил человека на анализы, и результаты поступят к нему, а также запишутся в электронную медкарту. Кстати, к ЛИС можно подключить даже платёжную систему. Пациенты, пришедшие на анализ по хозрасчёту, получат квитанцию об оплате, а программа зарегистрируют их платёж.
ЛИС учтёт поток пациентов, загрузку процедурного кабинета, скорость работы персонала, расход реагентов и их остаток на складе. А в конце месяца, квартала или года — сформирует статистику по выполненным исследованиям и их результатам. Данные не сотрутся и не потеряются, таким образом медучреждение легко сможет смотреть динамику показателей здоровья населения за годы и десятилетия.
Цифровые системы в медицине хороши тем, что экономят время пациентов, повышают производительность труда персонала, облегчают сбор статистических данных и делают его более объективным. И лучшее в них — то, что они существуют не в отдалённом счастливом будущем, а доступны уже сегодня.