вс, 22 дек.
09:58
-2 °С, туман

Жители Петровского района добились достойного погребения для своих земляков

20 апреля 2015, 23:20Статьи
Фото:

Проблема свалок мусора на кладбищах и пренебрежительного отношения к бесхозным могилкам – неприглядная реальность сегодняшнего дня. Давайте станем внимательнее к памяти тех, кто жил, любил и верил.

В редакцию газеты «Петровские вести» позвонила жительница Светлограда Т. В. Петровская:
- Не хочу жаловаться, обвинять, но и промолчать не могу. Как увидела это, сердце заболело. Потом ночь не спала, всё думала: какие же все мы иногда бываем. Перед Пасхой убирала на могилах родных (они у меня на новом кладбище похоронены) и, когда шла мимо свалки, увидела несколько странных могил... Что здесь погребены люди, можно было понять по воткнутым крестам. Земля изрыта, холмики намечены еле-еле. А если добавить общее впечатление от соседства со свалкой… Почему их похоронили так? Кто эти люди, от которых не осталось даже имён – одни номера на крестах?
Сразу после звонка выехали на место: всё так и есть. Однако, забегая вперёд, скажем: тема, поднятая читательницей, довольно сложная, и в ответ на вопросы к МУП «Коммунальное хозяйство г. Светлограда», которое отвечает за порядок на кладбищах, есть встречные вопросы к нам с вами – тем, кто в основном бывает там раз в году, перед Пасхой, и вдобавок не всегда соблюдает установленные правила благоустройства.
- Могилы, о которых идёт речь, этого года, - поясняет «ПВ» директор «Коммунхоза» В. В. Рожковский. – Сами понимаете, в какое время хоронили. Зима, холодно, земля мёрзлая, мокрая. Потом зарядили дожди. Кроме того, расположены они прямо возле дороги – рядом проезжавшие машины тоже внесли свой вклад. Могильные холмики мы формируем всем, и безродные граждане не исключение. Просто в данном случае погода не позволила сделать это сразу качественно. Но ситуация уже исправлена.
Действительно, когда поехали на кладбище во второй раз, увидели перемены. Холмики пока далеки от совершенства, но всё же они есть.
- Вот погода наладится – и мы их ещё подправим, - объясняет смотритель кладбища В. А. Дудченко. – Да, не всё мы делаем идеально, не всё успеваем. А вы сами-то? Вот вопрос к той женщине, которая обратилась в газету: она шла мимо, была возмущена, огорчена, шла наверняка с тяпкой, так подправила бы одну из могилок. Да ладно, что это я…
Вера Андреевна явно расстроена. Но доля правды в её словах есть. И когда она начинает рассказывать, как люди вырвали и выбросили 40 табличек «Место для мусора», как пожилые женщины в ответ на просьбу не сваливать мусор на угловую бесхозную могилку отвечают: «Всегда сюда клали – и класть будем!», как молодёжь просто посылает матом, картина приобретает несколько иной вид.
- Хотите верьте, хотите нет, - продолжает Вера Андреевна, - а перед Пасхой я каждый день уходила с работы в слезах. Люди пошли только в последние три дня: вы сами знаете – дожди… График у нас был очень напряжённый. Не успевали. Только кучи уберём – новые появляются.
По словам Веры Андреевны, они устали уже собирать бумажки, снимать с веток бахилы:
- Пожалуйста, приносите с собой мусорные пакеты! Пакуйте в них мусор. Тогда он не будет летать по всему кладбищу. А если работаете в бахилах, забирайте их с собой или тоже кладите в пакет.
- Да, сложностей у нас немало, - соглашается главный инженер МУП В. В. Иванов. – И не всегда они видны людям со стороны. К примеру, взять другое, так называемое старое кладбище. Многие, убрав на могилах своих родственников, мусор складывали… на соседние могилы или где придётся. А ведь машина туда не заедет. Приходилось всё выносить нашим работникам вручную. Сейчас на входах в кладбище висят таблички, и, слава богу, дело наконец сдвинулось – люди поняли. В общем, просто давайте уважать друг друга, не обесценивать чужой труд.
- Читательница говорила о свалке. И правда, она немаленькая. Соседство для похороненных не самое приятное...
- Свалку мы периодически убираем, – поясняет мастер ритуальных услуг В. И. Щедрова. – И на этот раз вывезем. Но тут опять есть вопрос к нашим гражданам. Мы перекапываем дороги к ней, а люди засыпают их, заезжают и вываливают сюда свой домашний мусор. Даже стройматериалы. Кстати, любой строительный мусор должен вывозиться самостоятельно. Если вы, к примеру, демонтировали старый памятник, не нужно оставлять его нам – вывозите.
Как рассказала Валентина Ивановна, там, где на крестах вместо имён и фамилий номера, похоронены так называемые безродные. То есть те, кого не захотели или не смогли похоронить родственники - «отказники», оказавшиеся ненужными родным и близким. Бывает, покойники по нескольку месяцев лежат в морге, а родственники их не забирают. И тогда хоронят за счёт муниципалитета.
Табличек нет, потому что они не входят в перечень обязательных услуг по захоронению (кстати, они не положены и тем, кто умер в доме для престарелых). В какой-то степени, получается, это роскошь. Но если родные через время объявляются, они приходят в «Коммунхоз»: у Валентины Ивановны есть специальная тетрадь, где напротив каждого номера – и имя, и фамилия похороненного. Кстати, случаи такие бывают. И, судя по кладбищу для безродных, не очень редко. Тогда приставка «без» из этого слова убирается и на месте пронумерованных крестов появляются обычные памятники.
Что добавить? Тоскливое это слово – «безродные». Есть такое крылатое выражение о тех, кто корни свои добровольно забыл: «Иван, родства не помнящий». Все мы так или иначе можем оказаться этими иванами. То и страшно. Ведь без прошлого не бывает будущего.
По материалам газеты «Петровские вести» (атор - Е. Арцимович)